Как помочь детям преодолеть переживания после утраты близких
Уход из жизни близкого или родного человека способен любого надолго выбить из колеи. Проживание горя может затянуться на долгие месяцы, а то и годы. Не все взрослые способны справиться с таким грузом без помощи со стороны: поддержки семьи и друзей, а иногда и специалиста-психолога. Детям, в силу неустойчивой психики, это дается еще тяжелее.
В каждом возрасте их восприятие смерти имеет свои особенности. Зная о них и понимая их природу, родители могут помочь детям прожить болезненные чувства.
Возраст 2-4 года
В этом возрасте у детей ярко выражено эгоцентрическое отношение к миру. Оно заключается в восприятии происходящих вокруг событий лишь относительно себя и соответствующей реакции на них. Смерть малыши воспринимают, как обратимое событие. Они считают, что умерший человек будто бы ушел и может вернуться снова.
Главное для них переживание в этом случае связано с тем, что теперь они будут получать меньше внимания и заботы. В поведении это выглядит как некоторый регресс. Дети стараются привлечь к себе внимание, отказываются следовать устоявшемуся режиму дня. Могут появиться нарушения сна и ухудшение аппетита.
Главная задача взрослых в такой ситуации – придерживаться устоявшегося режима. Нужно создать атмосферу стабильности, рутинности. Это дает малышу ощущение покоя, снижает тревожность. Также этому способствует активный тактильный контакт с ребенком: чаще обнимайте его, целуйте, сажайте к себе на колени.
Стоит избежать в этот период долгих разговоров о смерти. Дошкольники все равно не могут до конца понять смысл этого явления. Лучше дождаться, пока они подрастут. Это не значит, что нужно игнорировать чувства ребенка. Старайтесь утешить его подходящими для его возраста способами.
Возраст 5-7 лет
К этому времени приходит осознание того, что смерть необратима, но понимание ее сути все еще размыто в представлениях ребенка. Размышляя об этом явлении, он иногда считает, что покойный может вернуться, ожить.
Одним из способов познания мира для детей является игра. Так они моделируют определенные жизненные ситуации и примеряют на себя роли участников событий. Поэтому не нужно пугаться, если малыши предложат вам сыграть «в похороны» или изобразить умершего человека.
Также нормальной реакцией считаются ночные кошмары, сбившийся режим сна и питания. Возможны проявления тревоги, эмоционально возбужденное состояние.
Старайтесь помочь детям выражать свои эмоции разными способами. Это может быть рисование, пение песен, беседы. Не раздражайтесь из-за расспросов, проявляйте терпение и стимулируйте активное общение.
Возраст 7-11 лет
С началом школьного обучения у детей активизируется логическое мышление. Приходит окончательное понимание того, что смерть – это непоправимое событие. Но в то же время появляются переживания о том, правильно ли они себя ведут в такой ситуации. Неуверенность в этом может привести к раздражительности, агрессии, появлению мыслей о суициде.
Будьте осторожны и внимательны, но не назойливы. Если ребенок хочет уединения, предоставьте ему такую возможность. Пускай ответы на вопросы будут честными.
Возраст 11-18 лет
Это время стремительного развития абстрактного мышления. Подросткам становится окончательно понятно, что такое смерть. Реагируют они на нее более «взросло». Теперь им может стать недостаточно информации по этой теме, полученной от родителей. Они могут захотеть обсудить это с другими людьми. Характерными реакциями являются вызывающее поведение, озлобленность, мрачное настроение.
Важно не зацикливаться на одергивании подростка и требованиях вести себя «нормально». Это его способ прожить боль утраты. Лучшим выходом станут разговоры по душам, чтобы ребенок смог поделиться своими мыслями и переживаниями.
Как выбрать гроб Список кладбищ Минска